Отличия 2-полосных акустических систем от 3-полосных
Широкополосная акустика работает по следующей схеме звуковоспроизведения:
- специальный фильтр-кроссовер выделяет частоты низкие, средние и высокие для каждого динамика: частоты раздела для НЧ, СЧ и ВЧ составляют 20-150 Гц, 100-7000 Гц и 5-20000 Гц соответственно;
- воспроизведение ВЧ осуществляется исключительно через твиттер — динамик;
- задача сабвуфера — обеспечение качественного звучания басов;
- для звуков СЧ диапазона используется динамик, называемый мидвуфером.
Основное отличие акустики двух полосной состоит в отсутствии сабвуфера. За воспроизведение басов, как и звуков средних частот, отвечает мидвуфер. Тогда как для визави с 3-мя полосами характерно четкое разделение частот между динамиками.
По целевому назначению
Однополосные колонки чаще всего выполняются в портативном варианте и используются для усиления звука на отдыхе, на природе. Двухполосные модели также выпускаются в портативном варианте и применяются для звуковоспроизведения в большинстве автомобилей. Также производятся стационарные проводные системы этого плана для компьютеров. Тогда как трехполосные колонки чаще всего — это стационарные аппараты для прослушивания музыки или просмотра фильмов по телевизору либо домашнему кинотеатру.
По техническим характеристикам
Звуковое оборудование в зависимости от технических решений подразделяется на активное и пассивное. В активных источниках звука каждый динамик оснащается усилителем сигнала.
На заметку! Отдельными усилителями чаще всего оснащаются динамики широкополосных акустических систем с 3-4 и более полосами.
Звучание АС зависит от типа используемых в оснащении конкретной модели динамиков. Так, источники звука подразделяются на коаксиальные и компонентные. Первый тип звуковой системы представляет собой единую конструкцию, включающую кросс-разделение частот и излучатели НЧ, СЧ и ВЧ. В этом случае звуковоспроизведение получается узконаправленным. Тогда как компонентные разночастотные динамики звуковой системы могут располагаться в разных местах помещения или автомобиля, за счет чего звучание получается объемным.
Вопрос стоимости также значим при выборе акустики. Дешевле обходится покупка и установка 2-х полосного звукового оборудования. Экономия объясняется меньшим количеством комплектующих: это два динамика, один кросс-фильтр и пара усилителей (в зависимости от модели). Кроме того, установить систему можно своими руками, не привлекая специалистов — достаточно элементарных знаний и навыков в электромонтаже.
Чтобы купить трехполосную звуковую систему, покупателю придется потратиться не только на более сложный комплект оборудования, но и на его монтаж. Без помощи мастера—профессионала не обойтись, так как для установки и настройки такой АС требуются специальные измерительные приборы, а также музыкальный слух. Иначе объемного реалистичного звучания после монтажа не получится.
По другим параметрам
Следует отметить, что трех и более полосные звуковые системы относятся к классу Hi—Fi. Расшифровка аббревиатуры High Fidelity в переводе значит высокий уровень качества звучания, а на практике получается аудиосигнал, практически идентичный оригиналу.
Мечтателям
Наиболее любопытна серия Dream, в которой каждая из моделей обладает своими особенностями. В ней вы найдете сегодня три АС, одна удивительней другой. Скажем, модель MV One — однополосная. Да-да, там всего лишь один динамик, отсутствует разделительный фильтр на пути звукового сигнала, излучение всех частот из одной точки… именно так. Конечно, у таких АС ограниченный частотный диапазон, но инженерам Davis Acoustics удалось успешно решить эту проблему, и колонки все-таки способны воспроизводить звук в диапазоне от 40 Гц до 20 кГц по уровню — 3 дБ, что соответствует характеристикам «нормальных» акустических систем. Правда, у них есть еще и щелевой фазоинвертор на передней панели в самом низу, и он обеспечивает эффективное использование внутреннего объема корпуса.
Однополосные напольные колонки Davis Acoustics MV One
Акустические системы Nikita 2 при необычном внешнем виде имеют жесткое антирезонансное шасси и оснащены эффективной магнитной системой. Желтый низкочастотный динамик обладает кевларовым диффузором диаметром 210 мм, а в его центре установлена фазокорректирующая заглушка, выравнивающая частотную характеристику излучателя. Есть и расположенный на тыловой панели фазоинвертор.
Флагман модельного ряда Davis Acoustics — Karla
Ну и, наконец, топовая модель Karla — цена за пару «Карл» приближается к миллиону рублей. Это массивный трехполосный напольный громкоговоритель, выполненный в виде изящной, чуть выдающейся вперед, двухсекционной конструкции: поначалу фотографию можно принять за странное зеркало под днищем верхней части. Формально это два динамика с тыловым фазоинвертором на каждом из них, фактически это система «push-pull». Секция динамиков высоких и средних частот расположена сверху, и все головки, применяемые в данной системе, имеют диффузоры из углекомпозитного волокна (применены карбон и кевлар). Это позволяет снизить уровень искажений при воспроизведении за счет легкости и вместе с тем большой жесткости диффузоров. И номинальная мощность тоже впечатляет — это целых 200 ватт при частотном диапазоне от 25 гЦ до 35 кГц.
Технологии для широкой публики
Никто лучше самих создателей не объяснит, в чем же преимущества их продукции по сравнению с конкурентами. Вот Давид Визан и разъясняет в интервью: «Наша главная цель – это воспроизвести запись максимально точно, поэтому у нашей акустики довольно ровный, линейный звук. Однако тем, кто пользуется нашими АС, особенно нравится, как они воспроизводят вокал. Все наши разработки отличает хорошая детализация на средних частотах, именно этого и ждет от нас слушатель. Точность в воспроизведении голоса достигается как раз за счет кевларовых диффузоров. Если сравнивать Davis Acoustics с другими брендами, наш звук точнее и чище — мы как бы убираем занавес, отделяющий слушателя от колонок.
Наша технология изготовления диффузоров позволяет нам обойтись без сложных разделительных фильтров, и за счет этого сохранить максимальную динамику в звуке». Хотя далее Давид и поправляется: «Мы всячески стараемся не ориентироваться на других игроков на рынке и следовать своей собственной философии. А наша философия — нейтральный звук, хорошая динамика и простота в использовании (нашей акустике не нужен сверхмощный усилитель). Ну и не стоит забывать о дизайне, конечно».
↑ Выбор типа АС
С течением времени и накоплением определенного опыта, постепенно я пришел к выводу, что двухполоска – это хорошо, но для неё трудно найти подходящие динамики хорошо звучащие в достаточно широкой полосе частот. Есть динамики 6ГД-2 и некоторые другие, но они дефицитны и малогабаритные АС на них точно не сделать, 6ГД-2 требуют ящиков размером с небольшой холодильник.
Чтобы получить более-менее низкую частоту на щите, он должен быть очень большим, это тоже не МАС. Для МАС остается только ФИ т. к. на мой взгляд, нет советских динамиков способных обеспечить бас в небольшом ЗЯ.
Все известные мне НЧ динамики имеют резиновый подвес (были с поролоном, но в данное время им требуется обязательная замена подвесов, да и объем ящика будет великоват для МАС) и плохо звучат на СЧ, а эти частоты для меня очень важны т. к. считаю, что именно они определяют общее качество звука.
Все советские МАС сделаны по двухполосной схеме, имеют высокую частоту раздела, примерно 5 кГц, поэтому звучат невыразительно из-за того, что «резиновый» НЧ динамик звучит выше 1…2 кГц далеко не лучшим образом.
Большинство промышленных АС, даже собранных по трехполосной схеме, тоже звучат на СЧ мутно т.к. в них обычно установлен «резиновый» 15ГД-11. Этим обстоятельством и вызвано огромное число статей по переделке 25АС, 35АС и их клонов. Поэтому для проекта был выбран трехполосный вариант с бумажным СЧ динамиком. Кроме того, я считаю, что для СЧ динамика лучшее оформление — щит или неглубокий ОЯ. Щит предпочтительнее по звуку, но неудобен по конструктиву.
Поэтому выбор типа колонок такой:
трехполоска, НЧ динамик в небольшом ящике с ФИ, СЧ динамик в небольшом неглубоком ОЯ, ВЧ динамик на крохотном щите.
Ошибка 4. Вы оставляете стены белыми
Anastasiia Krivenok / Getty Images
Белые стены – далеко не единственный вариант, когда дело касается расширения пространства. Несмотря на то что этот способ реально работает, эксперты сказали, что вовсе необязательно выкрашивать стены в белый, если вам не нравится цвет.
«Полагаю, многие думают, что белый – их единственный выход для оформления небольшого пространства, – рассказала Бейкер. – Однако вам не нужно бояться использовать другие оттенки только потому, что вы находитесь в маленькой студии».
Яркие краски помогают в «зонировании» квартиры. Хотя акцентные стены – это тренд, который постепенно сходит на нет, по мнению экспертов, они могут эффективно сработать в студиях.
Westend61 / Getty Images
Выкрасьте небольшие участки стен, чтобы разделить квартиру на зоны, и она будет казаться больше. «Зонирование пространства и использование подхода «чем больше, тем лучше» в маленькой студии не только сделает ее более функциональной и практичной для проживания, но и зрительно увеличит пространство», – подчеркнула Макфэйл.
Например, Бейкер советует выкрасить стену над кроватью в акцентный цвет, чтобы создать иллюзию изголовья, которое не занимает много места.
Схема пикового индикатора на ИН-13
По просьбе ребят выкладываю схему, по котрой собран мой индикатор. ТР1 — Силовой транс усилителя. ТР2 — Малогабаритный трансформатор со вторичной в 9 Вольт 300 мА. Что бы получить 150 Вольт в усилителе для индикатора на ИН13 мотаем или находим на трансформаторе усилителя обмотку (7в, 300мА) подключаем ее но вторичие ТР2 и на выходе первички ТР2 получаем приблизительно Вольт 180..190. Что бы не заморачиваться подбором витков ставим параметрический стабилизатор на 130 — 150 Вольт.
Все хотят 3-полосный фронт
В такой системе есть среднечастотное звено — это динамик, который работает в самом важном для восприятия звуковой информации диапазоне и отыгрывает его целиком. Поэтому у 3-полосной фронт способен звучат более внятно, разборчиво, насыщено и в целом более красиво, чем 2-полосный
Басовый и ВЧ динамики, по сути, являются вспомогательными. Они тоже важны, но правильная 3-полоска строится вокруг среднечастотника.
Чтобы построить правильный 3-полосный фронт, нужен правильный набор динамиков. Что это означает? Система должна состоять из СЧ звена (это, например, 16-й динамик), из ВЧ звена (например рупорная пищалка) и басового звена. Каждый из элементов должен соответствовать своему назначению. Никому же не придет в голову использовать 16-е динамики в качестве ВЧ, или рупор в качестве середины? И в басовом звене естественно должен работать басовый динамик, или мидбас в худшем случае. Не низкоиграющая середина или еще какой-нибудь суррогат на базе СЧ, а именно НЧ динамик. А это очень даже проблематично. Лично я всем своим клиентам и тем, кто обращается ко мне за помощью или советом, всегда говорю — не стройте 3-полосный фронт, делайте двушку. Есть как минимум четыре серьезных причины так поступить.
ЗВУЧАНИЕ
Нрав у акустических систем Vinci 2 задорный, они звучат напористо и вверху, и внизу. Мощный бас обладает солидной глубиной и энергетикой, яркий и сочный верх придает музыке француженок жизнерадостность. Середина окрашена в приятные теплые тона, эмоциональна, местами даже экспрессивна — колонки не любят и не очень-то умеют сдерживать чувства. Грустная, созерцательная лирика не их стиль, им ближе ощущение праздника, карнавала или рок-концерта, с низкочастотным драйвом и острыми дискантами. Нюансы тембров и аранжировки колонки прорисовывают с умеренной детальностью, предпочитая отрабатывать эффектные динамичные всплески саунда, а не возиться с мелочами партитуры. Тот же стиль прослеживается при построении музыкальной сцены: какие-то подробности замылены, но общая картина все равно рисуется уверенными, широкими жестами, крупными мазками.
Акустические системы Vinci 2 созданы для того, чтобы дарить и поддерживать хорошее настроение слушателя и для соответствующей этому моменту музыки.
Соседка постоянно держит вахту у дверного глазка?
Дежурит и днем, и ночью? А потом с подружками на лавочке обсуждает — с кем вы пришли, во сколько и до какой степени в некультурном состоянии?
Сделайте муляж камеры видеонаблюдения или купите данное бутафорское оборудование и повесьте на лестничной клетке так, чтобы в «поле зрения» камеры попадала соседская дверь целиком. Теперь вы будете «смотреть» друг на друга. Не забудьте приклеить плакат — «Мы следим за вами», порвите бабулины «шаблоны».
Можно также заклеить ее дверной глазок обычным скотчем или поступить еще более жестоко — залить глазок силикатным клеем (отмыть и отодрать его невозможно).
Технологии для широкой публики
Никто лучше самих создателей не объяснит, в чем же преимущества их продукции по сравнению с конкурентами. Вот Давид Визан и разъясняет в интервью: «Наша главная цель – это воспроизвести запись максимально точно, поэтому у нашей акустики довольно ровный, линейный звук. Однако тем, кто пользуется нашими АС, особенно нравится, как они воспроизводят вокал. Все наши разработки отличает хорошая детализация на средних частотах, именно этого и ждет от нас слушатель. Точность в воспроизведении голоса достигается как раз за счет кевларовых диффузоров. Если сравнивать Davis Acoustics с другими брендами, наш звук точнее и чище — мы как бы убираем занавес, отделяющий слушателя от колонок.
Мы как бы убираем занавес, отделяющий слушателя от колонок
Наша технология изготовления диффузоров позволяет нам обойтись без сложных разделительных фильтров, и за счет этого сохранить максимальную динамику в звуке». Хотя далее Давид и поправляется: «Мы всячески стараемся не ориентироваться на других игроков на рынке и следовать своей собственной философии. А наша философия — нейтральный звук, хорошая динамика и простота в использовании (нашей акустике не нужен сверхмощный усилитель). Ну и не стоит забывать о дизайне, конечно».
Ошибка 8. Вы неправильно используете торшеры
Jon Lovette/Getty Images
Освещение оказывает большое влияние на ощущение квартиры, независимо от того, какая она – маленькая студия или просторная трешка.
Зачастую торшеры – отличное решение для того, чтобы сделать комнату светлее. Но они занимают много места, что не очень хорошо для тех, кто проживает в студиях.
Такой же эффект имеют и громоздкие настольные лампы.
Обратите внимание на более миниатюрные варианты – вместе с естественным освещением они сделают ваше пространство больше. in4mal / Getty Images
in4mal / Getty Images
«Если вы ищете идеи дизайна небольшой площади с использованием освещения, то настенные бра – то, что вам нужно, – сказала Вуд. – Эти типы светильников осветят ваш дом, не тратя ценную площадь пола или поверхность стола».
«Многие варианты настенных бра можно подключить к стене, поэтому вам не придется беспокоиться о проблеме с проводкой», – добавила она.
Эксперты также подчеркнули, что максимальное использование естественного освещения – тоже в интересах владельцев студий. «Я твердо верю в то, что оформлять окна следует только тогда, когда это необходимо для уединения или затемнения комнаты, – сказала Макфэйл о шторах и жалюзи. – Позвольте естественному свету пробираться внутрь настолько, насколько это возможно. А если ваши личные границы – реальная проблема, выбирайте прозрачные занавески или римские шторы».
Сильные бренда сего
Сильные в прямом смысле — конечно, речь о линейке Power. Это не значит, что вся акустика серии выдает запредельные хрипящие мощности а-ля дешевые китайские автосабвуферы — нет, тут все тоньше, и речь идет больше о технологиях из высоких сфер, примененных там, где их не ждали.
Напольники с рупорным твитером Davis Acoustics Stentaure L.E
Например, твитер двухполосной напольной модели Davis Acoustics Stentaure L.E. (пришедшей на замену модели Stentaure) исполнен в виде рупора, характерного в настоящее время либо для концертной акустики, либо для дорогих моделей класса High End. Его дополняют два НЧ-динамика с бумажными диффузорами и очень большим ходом, а также излучающий вперед порт фазоинвертора. Корпуса этих АС, как и почти всех Davis Acoustics, выполнены из МДФ (древесноволокнистая плита средней плотности), что позволило сделать прочные кабинеты во всех смыслах, не поднимая вместе с тем их стоимость.
Полочники Davis Acoustics Clint
Помимо Stentaure L.E., в серии Power есть и другие интересные экземпляры, напольники Monitor 1 и полочники Clint. Это двухполосные АС с фазоинвертором, предназначенные для работы даже с маломощными ламповыми усилителями.
КОНСТРУКЦИЯ
С тех пор компания разрослась, летом 1998 года производство переехало на современную фабрику в город Труа (Troyes). Сегодня модельный ряд компании включает 6 серий только домашней акустики, а ведь есть еще флагманы фирмы, громкоговорители Hi-End класса Karla, разнообразные модели автомобильной акустики и собственные динамики на продажу. Французы известны тем, что в мембранах своих головок СЧ/НЧ-звена издавна применяют высокотехнологичные материалы типа кевлара, графитового или углеродного волокна. Автору в свое время запомнились акустические системы Mystery и Jubilee, разработанные в честь 10-летия фирмы и отличавшиеся красивым и натуральным звучанием, благодаря последнему на тот момент ноу-хау — использованию СЧ/НЧ-драйверов с диафрагмами из «велюрового кевлара», названного так за свой внешний вид. Эти диффузоры получались путем пропитки кевларовых нитей полимерными смолами с последующим осаждением на поверхности сотканной структуры графитового порошка, такая «подготовка» диафрагм заметно улучшала их антирезонансные качества.
Модели Vinci 2, представляющие многочисленное семейство Lifestyle, продолжают многолетние традиции французской компании. Эти 3-полосные напольники оснащены четырьмя излучателями. Верхнее положение на фасаде громкоговорителя занимает 25-миллиметровая пищалка с мягким тканевым куполом, под ней установлен 127-миллиметровый среднечастотник с желтой кевларовой мембраной, покрытой клейким составом. Еще ниже расположились два одинаковых басовика калибра 165 мм, укомплектованные бумажными диффузорами. Вуферы работают в отдельном отсеке корпуса и нагружены на крупный фазоинверторный порт, выведенный в нижнюю часть лицевой панели. В помощь СЧ-динамику выделен свой небольшой порт, выходящий на заднюю панель. Рабочие полосы излучателей делятся на частотах 150 Гц и 4 кГц, а в кроссовере применяются фильтры 1-го и 2-го поряда.
Кабинет Vinci 2 — увесистый, сделан из MDF, бока плавно изогнуты, а в основание корпуса положена довольно толстая деревянная подставка, развязанная с полом при помощи небольших металлических конусов (съемных). Для подключения служит щиток с четырьмя клеммами а-ля WBT, попарно скрепленными плоскими позолоченными перемычками. Большая золоченая табличка над щитком с гордостью сообщает название и «национальность» производителя вместе с основными характеристиками громкоговорителей.
Для отделки Vinci 2 производитель использует либо черный рояльный лак, либо натуральный шпон вишни, в обоих случаях качество работы не вызывает ни малейших нареканий.
В поисках золотой середины
В отличие от многих компаний, Davis Acoustics не ограничивает себя, выпуская как относительно недорогую акустику класса Hi-Fi, так и дорогую из сферы High End. Французская семейная фирма выбрала золотую середину, максимально расширив спектр выпускаемой продукции — при этом изготавливая практически все на одном заводе, включая отдельные компоненты динамиков.
Davis Acoustics не боятся смелых экспериментов (взять хотя бы ту же Karla), но и про более скромных пользователей не забывают. Поэтому имеет смысл присмотреться к продукции страны Елисейских Полей и француженок: может быть, вы найдете что-то свое?
Фотографии на фабрике Davis Acoustics во Франции сделаны в ходе проекта «Европейская Hi-Fi-экспедиция». Благодарим Олега Мазура за их предоставление.
Ошибка 1. Вы не задействуете стены
Westend61 / Getty Images
Когда вы живете в маленькой квартире, важно максимально использовать имеющееся небольшое пространство. По мнению экспертов, не пользоваться возможностями вертикального пространства, которые предлагает ваша студия, – значит упустить шанс дополнительного декорирования или обустройства места для хранения
«Возможно, ваших квадратных метров не хватает, но вы всегда можете максимально использовать его, если не будете забывать про стены», – подчеркнула Алессандра Вуд, вице-президент по дизайну интерьера онлайн-сервиса Modsy.
«Пустые стены – это потраченное впустую пространство», – сказала Меган Бейкер, редактор домашних проектов в Apartment Therapy.
Malkovstock / Getty Images
Самый простой способ задействовать вертикальное пространство – установить стеллажи и повесить постеры и картины. Более крупные произведения искусства украсят пустые участки стены, а шкаф будет выполнять двойную функцию – хранения и декора.
Бейкер рассказала, что победительница конкурса «Apartment Therapy’s Small/Cool» 2020 года в категории «крошечные квартиры» сняла дверцы со своих кухонных шкафов, что визуально расширило пространство и сделало его привлекательнее.
«Один из наших любимых способов дизайна небольших пространств – креативный подход к использованию книжных шкафов, – рассказала Вуд. – Стеллажи заполняют вертикальное пространство, поэтому вы можете максимально увеличить место для хранения при минимальном использовании площади вашей квартиры».
DAVIS ACOUSTICS KVK
Линейка акустики KVK немного дороже по сравнению с описанной выше Illusion, хотя, в общем, если говорить о ценах на Davis Acoustics, то за акустику европейской сборки мы платим вполне умеренные деньги: здесь соотношение цена/качество можно признать оптимальным.
На базе акустических систем серии KVK можно собрать три различных кинотеатральных комплекта: KVK 4, KVK 5 Mk II и KVK 7 Mk II.
Комплект KVK 4 — самый доступный из них ($750 за комплект). В нем применяются напольные фронтальные акустические системы с кевларовыми СЧ/НЧ динамиками и титановыми твитерами. Полочные тыловые и центральная АС оптимально согласованы с напольными фронтами по частотам и позволяют построить однородную звуковую картину в режиме многоканального звучания.
В комплектах KVK 5 Mk II ($920) и KVK 7 Mk II ($1080) используются различные фронтальные АС и единые тыловые и центральные громкоговорители. Смысл производства двух схожих комплектов заключается в различной звуковой мощности — есть возможность выбора театральной системы, исходя из объема помещения.
Для просторной гостиной подойдет вариант KVK 7. Его фронтальные громкоговорители, обладающие номинальной мощностью (140 Вт) и высокой чувствительностью (93 дБ), уверенно справляются с озвучиванием помещений большой площади. Применение кевлара в конструкции низкочастотников обеспечивает четкий и артикулированный бас даже на самой высокой громкости. Титановые твитеры позволяют ясно и четко воспроизвести самые высокие частоты, точность передачи которых так важна при восприятии музыки и спецэффектов в домашнем кинотеатре.
Для помещений средних размеров более правильным является инсталляция комплекта с фронтальными колонками KVK 5 (120 Вт, 93 дБ). При сохранении всех преимуществ старшего комплекта KVK 5 Mk II обеспечит четкую и ясную звуковую панораму как в стерео, так и в многоканальном режиме и не «перегрузит» звуком небольшое помещение
Внешнее оформление акустических систем данной серии выдержано в спокойных тонах (серебристый, клен или кальвадос), его мягкое свечение нарушает желтая кевларовая «мишень» НЧ/СЧ драйвера, на которую первым делом обращаешь внимание при снятых защитных «грилях» громкоговорителей
↑ Разделительный фильтр АС
Мне было интересно попробовать модные последовательные фильтры, получить опыт работы с ними. Впечатления оказались неоднозначными. Могу точно заявить, что это не панацея. Для этих фильтров нужны динамики с ровными АЧХ в рабочей области и без значительных выбросов даже вне рабочего диапазона. Мне не удалось ровно свести СЧ-ВЧ динамики на частоте около 5 кГц, вынуждено получилось только на частоте 8…9 кГц, что имеет свои недостатки. Раздел НЧ-СЧ на 500 Гц.
В отличие от параллельных фильтров, где фильтр для каждого динамика можно настраивать отдельно и независимо, здесь есть нежелательная взаимозависимость, что усложняет настройку. В итоге получился вот такой фильтр.
Схема последовательного фильтра АС По заявлению автора такого решения, схема обладает наиболее гладкими стыками т. к. всё что отрезается фильтрами НЧ и ВЧ поступает на СЧ динамик. Мысль интересная и всё так и было бы, если вместо динамиков стояли резисторы. Но, как я много раз писал, динамики, как электромеханические устройства, обладают своим норовом и результат может не оправдать ожиданий.
Характеристики 2-х и 3-х полосных акустических систем
Ассортимент популярной у массового потребителя акустики различается дизайном и материалом корпуса, способом питания, звуковыми особенностями, а также техническими характеристиками. Среди важных параметров, относящихся к техническим возможностям и электронной начинке АС обоих классов, следует отметить такие критерии.
- Мощность системы — это параметр, отвечающий за силовую составляющую звучания, а также за совместимость динамиков и усилителей, при наличии последних. В комнатах площадью до 20 м2 достаточно использовать устройство мощностью 70-80 Вт, для хорошего звучания в зале 20-30 м2 нужны колонки мощнее — на 100 Вт. Для обширных помещений, холлов и улицы приобретаются аппараты мощью от 150 Вт.
- Частотный диапазон. Для музыкальной акустики оптимальным стандартом принято считать поддерживаемый разброс 20 — 35000 Гц.
- Чувствительность мембраны динамика — это основной показатель громкости звучания. Чем выше чувствительность, тем громче воспроизведение звука. Однако качество при этом может искажаться. Оптимальным значением принято считать 95 Дб.
- Импеданс усилителя (иначе — сопротивление переменному току) должен совпадать по уровню с динамиком, чтобы не было звуковых искажений.
- От материалов корпуса акустики также зависит качество звучания. Лучшими и, соответственно, дорогими являются изделия, выполненные в корпусе из натуральной древесины. Пластик и алюминий — материалы, используемые для бюджетных моделей. В среднеценовом сегменте АС чаще всего применяется МДФ — материл по свойствам ближе к дереву, но ниже по стоимости.
↑ Итоги
Благодаря комплексу вышеизложенных мер, получился хороший результат, выше ожиданий. Звук не отличный, т.к. для него нужны динамики более высокого класса, но хороший. Думаю, лучше любой советской малогабаритной АС, что не удивительно т.к. они двухполосные. Что касается промышленных трехполосок, то здесь ситуация неоднозначная. Ясно, что по мощности (уровню громкости), мои колонки не могут тягаться с сериями клонов 25АС и 35АС. Не могут тягаться и по количеству баса, несмотря на то, что мои колонки работают примерно от 34 Гц по уровню -3 дБ, динамик такого малого диаметра, заметно уступает по мощи НЧ динамикам серии 25ГД, 30ГД.
Но 2ГД-36 звучит мягче, чем 10ГД-35. А главное преимущество — на СЧ. Резиновые 15ГД-11 звучат явно хуже, хотя и громче. Думаю, суммарный баланс в пользу этих МАС, но не для любителей убойного баса.
Для домашнего применения громкости данных колонок вполне достаточно, несмотря на низкую чувствительность 25ГДН3-4. А для дискотеки – нет. Но для дискотеки качество не нужно.
Целью моих опытов было опробовать некоторые приёмы и методы настройки, посмотреть, что можно сделать из дешевых и доступных динамиков, и при положительном результате предложить читателям «Датагора» новую статью.
Считаю, что конструкция годится для повторения, затраты на комплектующие невелики. Если бы я применил редкие импортные динамики, возможность точного повторения была бы минимальной. Частотный диапазон АС – минимально 40…20000 Гц, фактически, по стандартной методике, даже шире.
Колонки хорошо работают с усилителем В. Мосягина (MVV) на LM1875 по «помповой» схеме. Графиков измерений не даю, кто пожелает — измеряйте сами, например, по описанным мной на Датагоре методикам.
Спасибо за внимание!