Что это такое
Гармонические составляющие самых удачных моделей находятся в диапазоне 20 – 20 000 Гц.
Основными компонентами являются:
- предварительный усилитель – первичное усиление входящего сигнала до уровня восприятия оконечным устройством, коммутация и регулирование уровня;
- усилитель мощности – увеличение обработанного сигнала до уровня воспроизведения акустическими системами на достаточной громкости;
- распределитель (дистрибьютор) – для регулирования амплитуд сигналов с их последующим распределением на несколько каналов;
- блок питания – для электропитания всех блоков и схем устройства.
Подключения
Спереди находятся гнездо для наушников, HDMI вход и USB-порт. Открыв пластиковую панель, можно обнаружить еще композитный и аналоговый стереовходы, а также порт для микрофона Audyssey. С задней стороны есть еще шесть HDMI входов, каждый из которых способен пропускать 4K и 3D сигналы, а также два HDMI выхода – главный ARC-совместимый и дополнительный для Зоны 2. При помощи этих разъемов можно масштабировать видео с аналоговых или цифровых носителей до разрешения 4K. Функция InstaPrevue позволяет просматривать входы HDMI на экране в виде миниатюр.
С аудиостороны находится четыре цифровых аудиовхода (два оптических, два коаксиальных), шесть аналоговых стереовходов и один выход, 7,2-канальные выходы предусилителя, 7,1-канальные аналоговые входы и выходы предусилителя Зоны 2.
Для коммутации видео есть два комплекта компонентных входов и один выход, три композитных видеовхода и один выход.
Если на основе SR6008 осуществляется сборка домашнего кинотеатра или иной пользовательской установки, то пригодятся RS-232 и ИК порты, вход и выход для пульта дистанционного управления и выход 12-вольтового триггера. Дополняется это терминалами Ethernet, FM-антенны и M-XPort. Последний позволяет подключать различные периферические устройства.
Marantz SR 7015: первый взгляд
Универсализация в нашем случае имеет изрядные габариты и выглядит весьма внушительно. Но внушительные размеры не помешали придать эстетики внешнему виду — получилось очень даже симпатично и минималистично. Marantz SR7015 хорошо сочетает в своем крупном корпусе фирменные черты внешнего вида, а грамотная реализация лицевой панели придает ему гармоничности.
В центре — небольшой круглый дисплей с отключаемой синей подсветкой, на котором, честно говоря, сложно что-то разглядеть. Скорее всего, он несет больше эстетической нагрузки, нежели функциональной. По бокам от дисплея находятся два селектора с основным функционалом: слева — ручка громкости, справа — выбор входа. Выше дисплея — логотип бренда и наименование модели.
Вот, в принципе, и все, если не считать круглой кнопки включения питания ниже селектора входов. Остальные элементы относятся к чисто дизайнерским решениям Marantz: две точеные линии пересекают круглые селекторы, еще одна линия условно делит SR7015 пополам. Боковые матовые грани скруглены, та же часть, которая находится между ними — более глянцевая и блестящая.
Непрактичность маленького круглого дисплея допущена умышленно, так как помимо того меню, которое Marantz SR7015 может выводить на экран телевизора, есть еще один большой и гораздо более информативный дисплей, который прячется в укромном месте — за откидной крышкой на передней панели.
Там же открывается доступ к некоторым функциональным кнопкам и «горячим» разъемам, которые могут пригодиться в любой неожиданный момент: порт USB, HDMI, гнездо для подключения наушников и микрофона для системы автокалибровки звука, а также три RCA для аналогового аудио/видеосигнала.
Такое решение — скрыть все эти элементы и основной дисплей за откидной крышкой — пришлось очень кстати, так как, во-первых, в исходном состоянии ресивер не выглядит как пульт управления космическим кораблем, а во-вторых, большой информативный дисплей может отвлекать от экрана при просмотре фильма в темном помещении. За такой дизайнерский ход ставим стилистам SR7015 жирный плюс.
Разновидности
По типу элемента усиления
1. Ламповые.
Схемотехника базируется на использовании мощных радиоламп.
Основные преимущества:
- качественный мягкий звук на высоких и средних частотах;
- мало сторонних шумов;
- без «шипения» при плавном ограничении сигнала при перегрузе;
- редкие случаи коротких замыканий;
- простая схема с применением небольшого количества радиодеталей;
- хорошая ремонтопригодность.
В то же время недостатком становятся сложности при поисках полноценной замены вышедших из строя элементов.
2. Транзисторные.
Схемотехника основывается на использовании транзисторов, небольших микросхем или интегральных микропроцессоров.
- Основные преимущества:
- более высокая мощность;
- насыщенность воспроизведения на низких частотах;
- компактность;
- минималистичный дизайн;
- ремонтопригодность.
В качестве недостатка считается сложность устройства, требующая обращения к специалистам в случае неисправности.
3. Гибридные.
Усиление мощности выполняется путём комбинации ламповых и полупроводниковых схем. Такие модели сочетают в себе их преимущества с минимизацией общих недостатков. Обычно лампы ставятся в предусилителе, а полупроводники в оконечные каскады перед выводом на акустику.
По количеству каналов
- Моно – для усиления по одному каналу. Как правило, присутствует в сабвуферах при обработке басов или в высококлассной аппаратуре.
- Стерео – для применения в стереосистеме.
- Многоканальные – для извлечения объёмного звучания. Для домашних кинотеатров обычно выпускаются модели с шестью каналами. Трёх- и пятиканальные варианты встречаются редко.
По типу сигнала
- Аналоговые – работают только с аналоговыми источниками. При подключении цифрового устройства требуется соответствующий преобразователь. Качество звука нередко превосходит цифровые модели, однако возможности и функционал несколько слабее.
- Цифровые – работают с цифровыми источниками. Перед выводом на акустику требуется преобразование в аналоговый вид. Модели более экономичные с отличными показателями сигнал/шум. Установка процессоров DSP позволяет корректировать акустику и получать различные другие полезных опции.
По классу
1. «А» – класс.
Однотактная схема с одним элементом (транзистором или лампой) для усиления обеих полуволн синусоидальной формы сигнала (положительной и отрицательной). Такая схема позволяет избежать необходимости их точной состыковки из двух различных элементов, что характерно для класса «АВ». Несмотря на высокое качество звучания, они довольно сильно греются, а мощность гораздо меньше.
2. «В» – класс.
Схема усиления только для одного полупериода: положительного (лампы, полупроводники-npn) или отрицательного (транзисторы-pnp).
3. «АВ» – класс.
Двухтактная схема с усилением положительных и отрицательных полуволн разными элементами. По сравнению с девайсами «А» у них в два раза больше мощность, они меньше выделяют тепла, а при работе имеют больше КПД и более экономичные. Однако при неудачном конструировании возможно искажения по причине неточности состыковки элементов, которые отвечают за усиление разных полуволн.
По размещению блока питания
- Внутри общего корпуса вместе со всеми функциональными блоками.
- В отдельном корпусе для уменьшения дополнительных помех из-за отрицательного влияния электромагнитного поля и вибрации трансформатора.
Новинки Marantz
Компания Marantz анонсировала четыре AV-ресивера серии SR. Все они поддерживают видео 8К 60 Гц, включая 8К-апскейлинг, с поддержкой вариантов HDR: HDR10+, Dolby Vision, Dynamic HDR, HLG и HDR10. Что касается конфигураций новинок, то среди них: SR5015 на семь каналов усиления по 180 Вт, SR6015 — на девять по 185 Вт, а две старшие — SR7015 и флагманская SR8015 — 11-канальные, по 200 и 205 Вт в канале, соответственно.
Новинки имеют функции, делающие более качественным игровой процесс. Прежде всего, это поддержка 4K на частоте 120 Гц, а кроме того — технология Quick Frame Transport (QFT) и автоматический режим работы с низкой задержкой (ALLM).
Три старшие модели ресиверов сертифицированы IMAX Enhanced, две самые старшие работают с Auro 3D. Поддержку DTS:X Pro пообещали для самой старшей модели к концу этого года. Dolby Atmos и DTS:X, а также виртуальную эмуляцию верхних источников Dolby Atmos Height и DTS Virtual:X поддерживают все четыре ресивера.
Фирменная технология потоковой передачи аудио HEOS, а также поддержка битрейтов 24 бит/192 кГц PCM и DSD 5,6 МГц даст возможность работы с онлайн-сервисами и позволит создать домашний мультирум с совместимыми устройствами.
Кроме того, предусмотрено и соответствие AirPlay 2. Сертификация Roon Tested позволит будущим владельцам новинок воспользоваться альтернативной системой управления и организации контента.
Marantz в истории
Как всемирно известный бренд Marantz сформировался достаточно быстро, так как в пору основания фирмы (1953 год) уже начинали кипеть страсти по качественному воспроизведению аудио. Создатель фирмы, Сол Бернард Маранц, умело подогревал эти страсти своими разработками, вести о которых быстро разлетались из-за их необычного дизайна и оригинальных инженерных решений. Однако не все было гладко и просто, бренд несколько раз сменил собственников. Я думаю, в результате он от этого только выиграл — ведь каждая из компаний, владевших Marantz в разное время, привносила вклад в развитие бренда — как с медийной, так и с технической стороны.
Marantz Model 9 — ламповый мономощник 1960-го года выпуска. Дизайн с круглым индикатором по центру стал впоследствии визитной карточкой бренда
И, конечно, невозможно пройти мимо такого человека, как Кен Ишивата — его вклад был колоссальным, а имя еще долгое время будет упоминаться в тематических издательствах. Сегодня все аудиокомпоненты Marantz проектируются в Японии (за исключением модели Marantz TT15S1 — она спроектирована и собирается в Германии) в исследовательском центре Shirakawa Audio Works под руководством Йошинари Огата, принявшим эстафету от Ишиваты.
Таким образом, устройства Marantz в современном воплощении являются плодами многолетних изысканий инженеров, которым было, чем вдохновиться: пройдя через множество маркетинговых перипетий и бизнес-планов, бренд смог сохранить то самое важное, ради чего, собственно, все и затевалось — качественный звук
Тыльная панель как повод для отдельной главы
Различных входов и выходов у SR7015 просто огромное количество, как и подобает каждому уверенному в себе ресиверу. Поэтому, пожалуй, придется группировать их и подавать читателю порциями, чтобы мы все вместе не утонули в обилии технических данных.
Клеммы для подключения акустических кабелей оказались весьма приличных размеров, и рассчитаны они как для подключения стандартных «бананов», так и для обжима провода без каких-либо наконечников.
Пока мы не углубились в остальную коммутацию, сразу стоит уточнить, что у Marantz SR7015 на задней панели 11 пар клем для подключения акустики, однако усилителей внутри — 9. Процессор способен обработать все 11 каналов окружающего звука, но одновременно звучать будут только девять, в зависимости от установленного режима объемного звука и конкретно выбранной конфигурации. Если есть потребность в использовании всех 11 каналов одновременно — следует докупить стереомощник или использовать усилитель со сквозным каналом. Также есть возможность активировать режим Bi-amping, переназначив пару встроенных усилителей на помощь основной акустике. В экранном меню все эти опции показаны наглядно и не составит труда сделать все по уму даже пользователю, у которого нет большого опыта в настройке ресиверов.
Выше акустических клемм обнаружилось неожиданно много входов стандарта RCA для получения аудио/видеосигнала. Пожалуй, от этого формата уже пора уходить, так как в наше время любое уважающее себя устройство уже имеет на борту разъем HDMI. Поэтому так много разъемов этого формата уже вряд ли когда-то понадобится. Но вдруг инженеры Marantz знают что-то, чего не знаем мы?
А вот вторая секция RCA-разъемов очень даже может пригодиться: это выходы с предусилителя для всех каналов — на тот случай, если мы захотим использовать внешнее усиление. Здесь же чуть не затерялись два выхода для сабвуферов.
Приятно видеть заботу о любителях винила — среди обилия RCA можно отыскать вход для ММ-фонокорректора и клемму «земли».
Наконец, перейдем к тем разъемам, количество которых играет одну из самых важных ролей при выборе AV-ресивера — HDMI. У Marantz SR7015 их оказалось так же много, как и всех остальных: восемь для входящих сигналов (один из них мы видели на лицевой панели, в тайной комнате) и три — для исходящих.
Один из входов и два выхода HDMI поддерживают разрешение видео 8K/60 Гц и 4K/120 Гц. Также у одного из выходов есть поддержка eARC — без этого современному ресиверу совсем никуда. Все остальные выходы HDMI поддерживают 4K/60 Гц и много других полезных протоколов: HDR10, HLG, HDR10+, Dolby Vision, ALLM, VRR, QMS и QFT. Возможно, некоторые из аббревиатур покажутся вам незнакомыми или вовсе не понадобятся, но приятно, когда все это есть. Так сказать, с запасом.
Для получения цифрового сигнала Marantz SR7015 имеет два оптических и два коаксиальных порта — этого должно быть достаточно. Сюда же можно отнести порт LAN для подключения устройства к сети интернет.
Из вспомогательных разъемов в наличии два триггерных разъема на 12 В, вход для ИК-датчика и порт RS232 внешнего управления. Венчают заднюю панель две антенны по бокам — для уверенного взаимодействия с другими устройствами посредством двухдиапазонного Wi-Fi (включая поддержку Apple Air Play 2) и Bluetooth.
Кажется, что мы так много всего нашли на задней панели, но все равно чего-то не хватает… Вы тоже заметили? У Marantz SR7015 нет радио! Получается, что теперь это вовсе не AV-ресивер, а аудио/видеоусилитель. Вот это поворот! Выходит, для десятка практически не нужных аналоговых входов нашлось место, а для радио не нашлось.
На этом минутка критики заканчивается. Общие впечатления от внешнего вида SR7015 — очень позитивные. Сразу видно, кто в стойке самый главный и самый стильный. Кстати, выпускается этот AV-усилитель в черном и серебристо-золотом цвете. Классика.