Топ-10 лучший активный сабвуфер в машину: рейтинг, как выбрать, как подключить, характеристики, отзывы, плюсы и минусы

ИЗМЕРЕНИЯ

Раз уж попался такой необычный объект для изучения, было решено измерить всё, что только поддаётся неразрушающему контролю.

Мощность сабвуфера (по данным изготовителя), Вт 50
Пиковая мощность сабвуфера (по данным изготовителя), Вт 160
Тип оформления ЗЯ/БП4
Максимальное звуковое давление в салоне при КНИ = 5%, дБ 98
Чувствительность (Lo/Hi), В 0,15—2,5/0,5—20
Габариты (Ш х В х Г), мм 230 x 116 x 70

Заявлена номинальная мощность (RMS)50 Вт. Если исходить из номинала предохранителя (10 А) и к.п.д. усилителя, то этот параметр вопросов не вызывает. По заявке звуковое давление в салоне при установке на уровне ног составляет не менее 98 дБ. В открытом пространстве (то есть на столе в лаборатории) звуковое давление на частоте 90 Гц при искажениях 7 — 10% составило 94-95 дБ. На синусоидальном сигнале эти призвуки хорошо заметны, на музыке в меньшей степени — это значение и следует признать максимальным звуковым давлением. Очевидно, что салон внесёт свои коррективы. Номинальное же звуковое давление на частоте 90 Гц составляет 90 дБ при гармонических искажениях не более 2%.

Заявленный диапазон рабочих частот 20—200 Гц недвусмысленно намекает на влияние салона: в открытом пространстве АЧХ колоколообразная при любой настройке ФНЧ

Искажения практически полностью представлены второй гармоникой, что для закрытого корпуса неудивительно

В спектре искажений кроме уже отмеченной второй и втрое меньшей третьей гармоники обнаружились ещё пятая и совершенно неожиданная девятая — но уже в гомеопатических количествах, их вклад можно не учитывать

Как выбрать хороший сабвуфер в машину: критерии выбора

При выборе изделия необходимо учитывать:

  • тип конструкции (оснащенный корпусом или выполненный в виде отдельного громкоговорителя);
  • конструктивные особенности корпуса и диффузора (например, материал мембраны определяет устойчивость к воздействию влаги);
  • мощность (в номинальном режиме и пиковую);
  • диапазон воспроизводимых частот;
  • направление звукового потока;
  • способ подключения;
  • габариты и массу;
  • особенности внешнего оформления.

Тип динамика

Динамики разделяют на категории по типу установки усилителя:

  • внешний (или пассивный), рассчитанный на коммутацию к внешнему ресиверу (отдельному или интегрированному в головное мультимедийное устройство);
  • встроенный (или активный), оборудованный собственным усилителем и частотным фильтром.

Конструкция

Сабвуферы принято разделять на категории по конструкции корпуса:

  • открытые с фазоинвертором, улучшающим воспроизведение при низкой мощности;
  • закрытые, позволяющие проводить тонкую настройку звука.

Мощность

Мощность сабвуфера подбирается в зависимости от объема багажного отделения и характеристик акустической системы автомобиля.

Увеличение параметра свыше рекомендованного значения приводит к искажению звуковой картины, появляется вибрация панелей кузова или элементов интерьера.

Частотная характеристика

Для определения частот, воспроизводимых динамиком, используется понятие диапазона. Нижний предел звуковых волн, воспринимаемых человеческим ухом, начинается от 20 Гц. Понижение частоты диапазона определяет глубину звучания сабвуфера (стандартные приборы работают в интервале от 20 до 250 Гц).

Направление звукового излучения

Для машин выпускаются устройства нескольких типов, различающихся направлением распределения звуковой волны:

  • с прямым, направленным на слушателя диффузором (для повышения качества в корпусе устанавливают несколько репродукторов);
  • с нижним, направленным в сторону основания (звуковой эффект зависит как от объема помещения и мощности динамика, так и от частотного диапазона);
  • со свободным распределением (чаще всего применяется в автомобилях), в качестве резонатора используется багажный отсек или ниша для укладки запасного колеса.

Подключение

Помимо стандартного подключения к усилителю с помощью акустических шнуров, встречаются модели с беспроводным приемопередатчиком. Конструкция упрощает процесс монтажа, через салон не требуется прокладка дополнительных кабелей (за исключением магистрали питания). Высокая несущая частота снижает до минимума риск ухудшения качества звука из-за эфирных помех.

Размеры

Корпус сабвуфера не должен полностью занимать багажное отделение. Существуют компактные модели с плоским кожухом, предназначенные для установки в диск запасного колеса или под сиденье пассажира рядом с водителем.

Дизайн

Оформление корпуса и диффузора вторично, поскольку сабвуфер должен воспроизводить качественный звук без помех и искажений. Автомобильные устройства оборудуются хромированными элементами отделки, защищающими диафрагму от повреждений. Для изготовления корпуса применяют материалы темного цвета, иногда встречаются модели со светлой окраской.

Разрешена ли по закону 2022 года установка нештатной музыки?

И здесь мы разделим такие доработки на конкретные составляющие компоненты, чтобы было проще понять, можно или нельзя избежать штрафа за то ил иное изменение.

Можно ли поменять нештатную магнитолу?

Да. В большинстве случаев это возможно. И всё зависит от того, что конкретно вы меняете.

  • само внесение изменений – это добавление не предусмотренных или исключение предусмотренных конструкцией автомобиля компонентов,
  • а компонент – это составная часть ТС, которая либо поставляется на сборочное производство как основная часть, либо предусмотрена изготовителем как запчасть на замену.

  • если вы меняете компонент на такой, который прошёл оценку соответствия в составе вашей модели и модификации машины, что указано в документации к нему (компоненту),
  • если вы заменяете на другой, который предусмотрен эксплуатационной документацией вашего автомобиля.

И здесь кроется хорошая новость для автолюбителей – почти все изготовители автомобилей производят подготовку штатной аудиосистемы для установки звуковоспроизводящей аппаратуры и указывают это в эксплуатационной документации. Это означает, что фактически доработка в виде замены «стоковой» автомагнитолы на нештатную не требует разрешения ГИБДД на внесение изменений в конструкцию. Нештатная мультимедиа-система, хотя и является компонентов и образует изменение конструкции по определению Техрегламента, всё же не требует проверки выполнения требований безопасности, согласно пункта 77 этого правового акта. Но только если при этом используется штатный жгут проводов автомобиля и не меняются иные компоненты (не режется сама панель, не добавляются лишние провода и так далее).

Таким образом, регистрация изменений не требуется в обоих случаях:

  • если у вас ранее стояла «родная» аудиосистема, но вы заменили магнитолу на нештатную, которая по параметрам соответствует штатной,
  • если в вашей машине не было «в стоке» автомагнитолы вовсе, но заводом была проведена подготовка для установки аудиосистемы.

Можно ли заменить акустику – колонки в авто?

Здесь должны быть выполнены ровно те же условия по замене исключительно тех же колонок на другие. То есть не должны затрагиваться штатные провода автомобиля, а акустика должна быть не более разрешённой в документации – в частности, по мощности и размерам.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Изменения штрафов и новые ПДД с 1 и 20 ноября 2021 года – где правда?
  • Какие новые штрафы вводятся с марта 2022 года? Изменения ПДД и новые законы
  • Какие штрафы за проезд без оплаты по платной дороге? Новый закон о неоплате платного участка

Можно ли установить сабвуфер и усилитель звука в багажник без штрафа?

А вот здесь уже всё гораздо сложнее.

  • Если в вашем автомобиле не предусмотрен сабвуфер или усилитель с завода, то их установка будет являться изменением конструкции с необходимостью регистрации их внесения. То есть это как раз тот случай, когда за доработку акустики вы будете подвергнуты штрафу.
  • Если же штатно сабвуфер был предусмотрен, то его замена на другой будет также чаще всего несанкционированна без формальных процедур по сертификации изменений. Дело в том, что изготовители большинства автомобилей не предусматривают замену усилителя или «саба» на нештатные, в отличие от магнитолы.

Поэтому в таких случаях часто придётся проходить процедуру оформления изменений конструкции. И к слову об этой процедуре…

Сравнительная таблица моделей

Для более наглядного сравнения представленных выше моделей используем сравнительную таблицу характеристик.

Модель Мощность (Вт) Чувствительность (дБ) Импеданс (Ом) Частоты (Гц) Цена (руб)
Blaupunkt GTb 8200A 75-200 92 2 30-200 от 5 885 до 6 706
Урал AS-D12A Red Hurricane 300-950 91 4 20-250 от 7 029 до 8 345
JBL GT12BP 300-1200 93 4 45-130 от 4 885 до 6 059
Pioneer TS-WX130DA 50-160 95 1 20-200 от 9 988 до 11 437
JBL Stage 1200B 250-1000 91 4 34-200 от 5 109 до 6 978
Pioneer TS-WX210A 70-150 101 4 40-150 от 11 244 до 14 541
Pioneer TS-WX300TA 350-1300 114 4 20-130 от 9 291 до 11 046
Blaupunkt GTT-1200 SC 200-600 91 4 35-500 от 2 871 до 3 996
Mystery MBB-306A 250-550 93 4 25-200 от 6 903 до 7 847
Alpine SWT-12S4 300-1000 92 4 28-200 от 5 882 до 7 900

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Измерения проводились в салоне хетчбэка Renault Sandero с применением анализатора спектра Phonic от встроенного в прибор генератора розового шума.

При установке сабвуфера на прямое излучение (в ногах переднего пассажира) звучание громкое и сочное. Максимум приходится на «мясные» 63 — 80 Гц, но ниже 50 Гц наблюдается быстрый спад отдачи

При установке сабвуфера «в пол» на частотах 30 — 40 Гц отдача увеличивается, но максимум отдачи снижается на пару децибел. Место установки (под сиденьем или в ноги пассажира) практически не влияет на звуковое давление и вид АЧХ, но при установке под сиденьем добавляются и тактильные ощущения…

На слух выявить предпочтительный вариант установки не получилось: оба звучат примерно одинаково. Вариант с прямым излучением чуть-чуть сочнее — возможно, за счёт более заметной в этом случае второй «рычащей» гармоники. Сужение полосы пропускания выравнивает рельеф баса, делая его совсем «взрослым», при расширении полосы отдача стремительно растёт, бас при этом становится агрессивным, на рубеже навязчивости. Рекомендуется настройка ФНЧ примерно в среднем положении регулятора, порядка 90 — 100 Гц.

Партии бас-гитары в композициях классического рока хорошо выражены, все ноты чёткие и аккуратные, перепады громкости не замечены. Динамик хорошо контролируется, бас не затянут. Но с низким басом уже не всё гладко, звучание современных композиций с обильным и часто гипертрофированным нижним регистром приглаженное: чудес не бывает, физику не обмануть.

Запас мощности относительно невелик: при увеличении уровня становятся заметными «рычащие» призвуки, причём тем раньше, чем шире полоса ФНЧ. Однако в целом максимальный уровень звукового давления вполне достаточен для небольших салонов.

МЁД & ДЁГОТЬ

В общем и целом Pioneer TS-WX010A — отличное решение для быстрого апгрейда штатной системы, большинство жанров ему по плечу. Возможность подключения без дополнительных ухищрений как к линейному выходу, так и к выходам высокого уровня упрощает установку. Это идеальный вариант для компактной микролитражки наподобие Matiz или Smart, там компактный сабвуфер раскроет себя наилучшим образом. Для седана или хетчбэка средних размеров — очень хороший вариант для комфортного прослушивания при нормальной громкости, но громового баса в силу компактности не будет. А для крупных машин понадобится уже другое решение… Хотя можно установить и два сабвуфера.

Цена вопроса: 13 510 руб.

Последовательное и параллельное подключение

Для подключения сабвуферного динамика используют последовательное или параллельное соединение. Если же стоит такая задача, как подключить два сабвуфера и более, может применяться одновременно и последовательное, и параллельное соединение.

При последовательном подключении номинальная мощность катушек умножается на два. Например, имеется сабвуфер с двумя катушками по 2 Ом. Подключив их последовательно, на выходе мы получим сопротивление 4 Ом. Само подключение выполняется следующим образом: от усилителя «плюс» подаётся на «плюс» первой катушки, а «минус» – на «минус» второй катушки. Остаётся незадействованным «минус» первой катушки и «плюс» второй катушки, между ними устанавливается перемычка. Более наглядно это продемонстрировано на схеме ниже.

При параллельном подключении катушек сабвуфера номинальная мощность будет делиться на два. Например, у нас есть двухкатушечный сабвуфер, каждая из катушек имеет сопротивление 2 Ом. Используя параллельное подключение, на выходе мы получим сопротивление 1 Ом. Подключение происходит следующим образом: «плюс» от усилителя подаётся на «плюс» первой катушки, затем устанавливается перемычка, которая передаёт «плюс» от первой катушки на вторую, «минус» подключают на «минус» второй катушки. Также устанавливается перемычка, которая передаёт «минус» со второй катушки на первую. Для лучшего понимания ознакомьтесь со схемой параллельного подключения, расположенной ниже.

Как выбрать активный сабвуфер в машину

Рассмотрим критерии, которые помогут купить активный сабвуфер в машину и не ошибиться в выборе.

Пиковая мощность. Именно с помощью пиковой (максимальной) мощности происходит привлечение большинства покупателей
Ведь автовладельцы прежде всего хотят знать, сможет ли система “раскачать” автомобиль басами, чтобы привлечь внимание окружающих. Пиковые нагрузки говорят о том, на каком уровне динамик сможет работать максимально эффективно
Чаще всего они примерно в три раза превосходят показатели, оптимальные для долговременной работы, однако устройства с такими характеристиками часто находятся на самой верхушке рейтинга сабвуферов. Выбирая, какой активный сабвуфер в машину лучше, обязательно обращайте внимание на этот критерий.
Номинальная мощность. На подобном параметре производитель старается не концентрировать внимание – этот показатель не так впечатляет, как предыдущий. Но именно эта информация говорит покупателю о том, какой уровень звука без искажения может выдать выбранный динамик. При этом он может работать и на более высоких мощностях в оптимальном режиме. Большинство автолюбителей, решивших приобрести сабвуфер, не гонятся за большой мощностью. Поэтому оптимальными устройствами считаются те, у которых показатель колеблется от 200 до 300 Вт, чего вполне хватает.
Входное сопротивление (импеданс)

Существует одно важное правило, которое гласит, что сопротивление должно полностью поддерживаться усилителем, иначе возможны сбои в работе оборудования. Если, например, сабвуфер с импедансом 2 Ом подключить к выходу, рассчитанному на 4 Ом, то выходной каскад усилителя, скорее всего, перегорит

Чувствительность. Чувствительность ─ это соотношение площади диффузора и его хода. Для того, чтобы динамик играл громко, ему нужен большой диффузор и большой ход, но зачастую производители делают огромный подвес, внушительную губу. Люди думают, что у динамика большой ход, и он играет громче, но по факту он проигрывает в мощности динамикам с большим диффузором. Не следует отдавать предпочтение сабвуферам с большой губой, она проигрывает маленькой, потому что у динамика с большим диффузором выше КПД. Таким образом, большой ход это красиво, но площадь диффузора куда полезнее.

Какие усилители в какое сопротивление можно подключать

Понижая сопротивление, мы вынуждаем усилитель отдавать большую мощность. К примеру, при подключении динамика в 4 Ом усилитель будет выдавать 500 Вт, а если этот же динамик переподключить в 1 Ом, мощность составит 1000 Вт.

К минусам низкоомного подключения можно отнести:

  1. Повышение нагрузки на бортовую сеть автомобиля.
  2. Увеличение искажения усилителя.

Говоря проще, мы жертвуем качеством звука в пользу громкости. Но не все усилители можно подключать в низкоомную нагрузку. Как правило, производитель указывает в инструкции, при каком сопротивлении усилитель будет стабильно работать, не уходя в защиту и не выходя из строя.

Первое, на что мы обратим внимание, это классы усилителей: AB и D

  • Усилители AB класса имеют очень маленький КПД, то есть из 100% мощности, которая на них поступает, в звук преобразуются только 50-60%, остальное превращается в тепло. Как правило, производители рекомендуют использовать такие усилители в 4 или 2 Ом. Если же такой усилитель подключить в 1 или 0,5 Ом, он будет сильно греться. При наличии защиты, он выключится сам. Если её нет, просто сгорит.
  • Усилители D-класса имеют КПД более 80%, в результате чего мало греются. Такие усилители не боятся низкоомной нагрузки. Производитель рекомендует подключать их вплоть до 1 Ом. Но многие подключают такие усилители и к 0,5 Ом – здесь всё зависит от питания и надёжности усилителя.

Кроме того, усилители могут отличаться по количеству каналов. Используя двух – или четырёхканальный усилитель для подключения сабвуфера, вы будете подключать его мостовым соединением. В этом режиме устройство уже работает на свою максимальную нагрузку. Если ваш усилитель, подключённый мостом, AB класса, то его можно использовать в нагрузку только 4 Ом. При подключении в более низкую нагрузку, даже 2 Ом, он будет сильно греться и, возможно, уходить в защиту, или просто сгорит.

Если усилитель, который вы хотите подключить, имеет D-класс, скорее всего, он более пригоден для низкоомной нагрузки, и его можно подключать в 2 Ом. Но сначала стоит всё же уточнить в инструкции, допускает ли это завод-изготовитель.

КОНСТРУКЦИЯ

Миниатюрный сабвуфер TS-WX010A оснащён встроенным усилителем класса D, цифровой обработкой сигнала BASS SOUND CREATOR, улучшающей звучание баса — и бас действительно впечатляет, динамик в таком компактном корпусе физически не способен так звучать. Высокая энергетическая эффективность усилителя класса D делает этот сабвуфер особенно привлекательным для электромобилей — даже при постоянной максимальной мощности потребление тока менее 10 А, а на реальном музыкальном сигнале порядка 2 А.

Все необходимые провода и крепления идут в комплекте, так что для установки сабвуфера не придется покупать дополнительных приспособлений. Каждый автолюбитель способен самостоятельно, без привлечения специалистов, подключить его, потратив всего лишь несколько десятков минут: в инструкции подробно проиллюстрированы все этапы установки.

Сабвуфер размещён в закрытом корпусе из жёсткого пластика габаритами 230 x 116 x 70 мм, масса изделия — 1,51 кг. Динамическая головка установлена на нижней (по фото) плоскости корпуса. При установке на пол основное излучение идёт через два порта (указаны стрелками) и, частично, через боковые загибы решётки

Корпус было решено не вскрывать, чтобы не нарушить герметичность. С внутренним устройством можно ознакомиться и по официальному изображению с местными разрезами. Динамик отличается необычными пропорциями: плоский алюминиевый диффузор практически прямоугольной формы, с небольшими скруглениями коротких сторон, его размер — 75 х 160 мм. Подвес классический, полиуретановый

Необходимый набор органов управления расположен на нижней плоскости корпуса рядом с динамиком: переключатель фазы сигнала, регулятор частоты среза ФНЧ (50 — 125 Гц) и регулятор чувствительности с возможностью выбора линейного или высокого уровня. Разъём предназначен для подключения комбинированного жгута проводов (питание, управление и сигнал)

Жёлтый провод с предохранителем на 10 А — постоянное питание, синий — включение, чёрный — масса. И два разъёма RCA для подключения источника сигнала

В комплект входит набор крепежа: Z-образные кронштейны для установки на корпус сабвуфера (2 варианта рассмотрены далее), опорные планки, винты, гайки и полоски двусторонней клейкой ленты для фиксации опорных планок

Вариант установки сабвуфера на прямое излучение. В этом случае акустическое оформление — классический закрытый ящик

Вариант установки сабвуфера с излучением «в пол». Снизу остаётся зазор менее сантиметра, плюс высокие рёбра решётки: перед динамиком образуется своего рода резонатор, излучение которого и направляется через два порта, показанных на предыдущих фото. То есть это уже не совсем закрытый корпус, а без малого бандпасс 4 порядка с неявно выраженной передней камерой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MST
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: