Как работает связь на борту самолетов. Лимиты и ограничения
Два года назад в середине лета «Аэрофлот» официально разрешил использовать мобильные устройства во время перелета. Теперь владельцы смартфонов могут не сомневаться, можно ли в самолете сидеть в интернете и активировать беспроводную связь для выхода в Мировую паутину.
Важно! Чтобы воспользоваться точкой доступа для подключения к интернету на борту самолета, пользователь обязан отключить сотовую связь либо перевести коммуникатор в режим «Авиа». При этом высота перелета должна составлять минимум три километра
Существует два варианта оказания услуг беспроводного доступа к интернету. Подробнее о каждом.
Air-to-Ground
В качестве источников используют существующее оборудование операторов сотовой связи. Такой подход позволяет сэкономить финансовые средства на инсталляцию нового оборудования и оперативно развернуть новую вышку связи для авиалиний.
Метод Air-to-Ground обладает одним существенным недостатком: он работает, пока воздушная трасса пролегает над поверхностью. При полетах через океан сигнал в самолете исчезает.
Спутниковая связь
Преимущества такого метода очевидны: спутники имеют большую зону покрытия и могут работать над водой. К недостаткам относится низкая скорость передачи данных и высокая стоимость за использование Wi-Fi пользователями.
Лимиты и ограничения
Сервис предоставления доступа к интернету имеет определенные ограничения.
- Трафик. Объем разрешенного пакета стоит довольно дорого по сравнению с обычным интернетом. Если клиент забронировал билет на самолет, авиакомпания предоставляет некоторое количество мегабайт в подарок.
- Ограничение по скорости зависит от количества пользователей, применяющих беспроводную связь и оборудование, установленное на борту самолета.
Важно! Принцип работы Wi-Fi: общая скорость делится на количество клиентов сети в самолете. Некоторые авиакомпании отключают часть сервисов на время перелета
К ним относятся видеозвонки, фильмы, музыка и другие. Это объясняется тем, чтобы не мешать другим пассажирам отдыхать и наслаждаться путешествием
Некоторые авиакомпании отключают часть сервисов на время перелета. К ним относятся видеозвонки, фильмы, музыка и другие. Это объясняется тем, чтобы не мешать другим пассажирам отдыхать и наслаждаться путешествием.
FrequentFlyers.ru
«Аэрофлот» запустил услуги Wi-Fi на 26 самолетах семейства Airbus A320: собственно 9 A320 и 17 A321. Пока что беспроводной доступ предлагается только для работы IFE — системы развлечений на борту. Она отличается от той, что уже работает на Boeing 737-800: как конструктивно, так и с точки зрения пользователя.
Главное отличие системы с конструктивной точки зрения заключается в том, что в Boeing она стационарно установлена на заводе, а в Airbus реализована в виде портативного «чемоданчика» Lufthansa Systems BoardConnect Portable, установка которого не требует внесения изменений в конструкцию самолета и, соответственно, сертификации производителя (STC). Конечно, она посложнее, чем флешка, роутер и аккумулятор, однако, по сути, это и есть сервер с автономным питанием, никак не связанный с самолетом: такое решение намного проще, быстрее и дешевле во внедрении, например, в Eurowings эту систему установили на 70 машин за одни выходные. Один «чемоданчик» весом 1,5 кг рассчитан на примерно 50 пассажиров, то есть, в одном самолете типа A320 или A321 их нужно 3-4 штуки. Они располагаются на багажных полках. Обновление контента происходит на земле, для этого внутри имеется встроенный модем, а также USB-порт.
Они полностью автономны и запускаются на эшелоне по сигналу встроенного датчика давления или данных ADS-B, впрочем, в «Аэрофлоте» де-факто система работает на всех этапах полета, то есть, начать смотреть фильм или слушать музыку можно еще на земле в аэропорту вылета. Более того, даже лучше начать это делать на земле, пока у вас есть мобильный интернет.
Дело в том, что для просмотра видео на смартфоне нужно скачать специальное приложение «Aeroflot Entertainment», без которого ничего работать не будет. И если в «Боингах» его , разрешив установку ПО из сторонних источников, то в Airbus такой возможности нет, приложение нужно обязательно скачивать заранее. То же самое касается ноутбуков: для работы с системой нужно скачать плагин Microsoft Silverlight, без которого вы не сможете смотреть видео. Можно заранее все настроить и проверить работоспособность на сайте entertainment.aeroflot.ru.
Первым делом надо подключиться к открытой сети
Браузер перекидывает на лендинг-страницу
У каждого фильма есть описание и даже рейтинг
Музыкальный плеер
Музыка же работает без всяких плагинов.
Репертуар IFE приблизительно соответствует тому, что предлагается в Boeing 737-800. Помимо фильмов и музыки, есть также карта с текущей информацией о полете.
Карта
Без приложения видео не откроется
Системой оснащены преимущественно борты, поступившие в 2021 году и позднее, в них установлены розетки и полки для размещения смартфонов и планшетов. Однако есть и машины 2013-2014 годов.
Вот полный список:
А320: им. А.Иоффе, С.Маршака, К.Паустовского, С.Герасимова, А.Бутлерова, Б.Петровского, А. Вишневского, Д.Лихачева, С.Прокофьева;
А321: им. Ф.Волкова, Д.Рябушинского, И.Гончарова, Э.Рязанова, С.Михалкова, В.Немировича-Данченко, Ю.Любимова, Ф.Ушакова, А.Шнитке, И.Шишкина, С.Рихтера, А.Тарковского, Ю.Левитана, В.Шукшина, С.Бондарчука, С.Рахманинова, М.Зощенко.
Пользование IFE бесплатно. Всего планируется оснастить такой системой 81 A320 и A321. В 2021 году «Аэрофлот» планирует также запустить на узкофюзеляжных самолетах доступ в Интернет. В BoardConnect для этого есть опция подключения антенны спутниковой системы Iridium. IFE через Wi-Fi собирается в скором времени запустить и авиа. Весной переносные системы похожего типа AirFi Venus Box заработали на бортах «Авроры» — дальневосточной «дочки» «Аэрофлота».
Илья Шатилин
Режимы работы памяти
Память может работать в одноканальном (Single Channel), двухканальном (Dual Channel), трехканальном (Triple Channel) или четырехканальном режиме (Quad Channel).
В одноканальном режиме запись данных происходит последовательно в каждый модуль. В многоканальных режимах запись данных происходит параллельно во все модули, что приводит к значительному увеличению быстродействия подсистемы памяти.
Одноканальным режимом работы памяти ограничены только безнадежно устаревшие материнские платы с памятью DDR и первые модели с DDR2.
Все современные материнские платы поддерживают двухканальный режим работы памяти, а трехканальный и четырехканальный режим поддерживают только некоторые единичные модели очень дорогих материнских плат.
Главным условием работы двухканального режима является наличие 2 или 4 планок памяти. Для трехканального режима необходимо 3 или 6 планок памяти, а для четырехканального 4 или 8 планок.
Желательно, чтобы все модули памяти были одинаковыми. В противном случае работа в двухканальном режиме не гарантируется.
Если вы хотите добавить память на старый компьютер и ваша материнская плата поддерживает двухканальный режим, постарайтесь подобрать максимально идентичную по всем параметрам планку. Лучше всего продать старую и купить 2 новых одинаковых планки.
В современных компьютерах контроллеры памяти были перенесены с материнской платы в процессор
Теперь не так важно, чтобы модули памяти были одинаковыми, так как процессор в большинстве случаев все равно сможет активировать двухканальный режим. Это значит, что если вы в будущем захотите добавить память на современный компьютер, то не обязательно будет искать точь в точь такой же модуль, достаточно выбрать наиболее похожий по характеристикам. Но все же я рекомендую, что бы модули памяти были одинаковыми
Это даст вам гарантию ее быстрой и стабильной работы
Но все же я рекомендую, что бы модули памяти были одинаковыми. Это даст вам гарантию ее быстрой и стабильной работы.
С переносом контроллеров памяти в процессор появились еще 2 режима двухканальной работы памяти – Ganged (спаренный) и Unganged (неспаренный). В случае если модули памяти одинаковые, то процессор может работать с ними в режиме Ganged, как и раньше. В случае, если модули отличаются по характеристикам, то для устранения перекосов в работе с памятью процессор может активировать режим Unganged. В целом скорость работы памяти в этих режимах практически одинаковая и не имеет никакой разницы.
Единственным недостатком двухканального режима является то, что несколько модулей памяти стоят дороже, чем один такого же объема. Но если вы не очень сильно стеснены в средствах, то покупайте 2 планки, скорость работы памяти будет значительно выше.
Если вам нужно, скажем 16 Гб оперативки, но вы пока не можете себе этого позволить, то можно приобрести одну планку на 8 Гб, чтобы в будущем добавить еще одну такую же. Но все же лучше приобретать две одинаковых планки сразу, так как потом может не получиться найти такую же и вы столкнетесь с проблемой совместимости.
Доступен ли интернет в самолете
Путешествовать любят все, но не всем даются легко авиаперелеты. Сложнее всего во время длительных перелетов приходится активным курильщикам и интернет зависимым людям. Они представить не могут, как проживут этот промежуток времени без Twitter, Facebook, Instagram, ВКонтакте, не имея возможности прослеживать новости, проставлять лайки или работать. Здесь возникает вопрос: есть ли интернет на борту авиалайнера, и можно ли в самолете пользоваться интернетом. Именно для тех людей, которые не представляют свою жизнь без интернета, придумали обеспечение его наличия в самолете. Правда работает все пока достаточно медленно.
Первый признак наличия интернета
Все привыкли, что доступ в интернет по беспроводной связи WiFi используется практически во всех публичных и общественных местах. Но в самолетах услуга предоставления вай фай связи долгое время не предоставлялась. За рубежом в самолетах авиакомпании Lufthansa появился доступ в интернет через вайфай в 2004 году.
Начинают предлагать данную услугу и российские авиаперевозчики. Для большинства перевозчиков не представляется возможным предоставление данной услуги, так как необходимое для этого оборудование по стоимости достаточно дорогое. Многие вышли из этой ситуации и как компромисс предлагают пассажирам просмотр кино, клипов, сериалов, мультиков и т.д. (работает это благодаря установленному серверу с мультимедийным контентом). Это, конечно, не интернет, но скоротать время в самолете, несомненно, помогает.
Первый признак наличия интернета
Как оплатить и подключиться
В разных самолетах оплата и подключение осуществляются по-разному, но практически во всех действует такая система:
- Когда самолет взлетает, бортпроводник сообщает, как подключиться к интернету.
- Оборудование, установленное на борту, «запоминает», сколько трафика понадобилось каждому пассажиру.
- Перед посадкой интернет отключается, а стоимость подключения списывается с карты пассажира.
Если в салоне действует другая схема, вы будете об этом оповещены непосредственно перед взлетом или во время прохождения регистрации.
Также доступ к интернету предоставляют такие зарубежные авиакомпании: AirAsia, Air Berlin, Air France-KLM, British Airways, Себу Пасифик, Emirates, Etihad Airways, Ryanai, Vietnam Airlines.
Какие компании предоставляют услуги?
Выше мы рассмотрели информацию, есть ли WiFi в самолетах S7, Аэрофлот и Эмирейтс. Из этих трех компаний полноценного доступа к Интернету нет только у одной — S7. Что касается зарубежных перевозчиков, они почти все предоставляют работать в глобальной сети на своих лайнерах. Минус в том, что пока не все воздушные судна оборудованы Вай Фай. Здесь имеет место такая тенденция:
- Все самолеты Virgin America, AirTran Airways, Alaska Airlines дают право на работу с WiFi.
- В компаниях Norwegian Air Shuttle, US Aiways «покрытие» составляет около 90%.
- Перевозчики Lufthansa, Qatar Airways предоставляют услугу беспроводной сети только на трети своих самолетов.
- В авиакомпаниях Egyptair, TAP Portugal, Air Canada, Japan Airlines «покрытие» меньше 20%.
Список авиакомпаний и воздушных судов, предоставляющих WiFi в воздухе, постоянно расширяется. В скором времени вопрос, есть ли Вай Фай в самолете будет неактуальным, ведь услуга будет предоставляться на всех лайнерах без исключения.
Беспроводная сеть доступна на самолете, но при условии правильного применения электронных устройств. Так, мобильным телефоном и планшетом нельзя пользоваться при посадке, рулении и взлете. При этом отключать изделие не обязательно — достаточно перевести его в режим авиа. Если командир воздушного судна заподозрит нарушение правил, он может потребовать от пассажиров выполнения установленных норм.
Как пользоваться Wi-Fi в самолёте?
Чтобы быть уверенным в наличии вай-фая на борту самолёта – уточните этот момент у операторов выбранной авиакомпании. Так как на сегодняшний день услугу подключения к интернету предоставляют не все авиалинии.
Подключение
Инструкция по подключению к Wi-Fi на борту самолёта:
- отключите сотовую связь или переведите устройство в режим «авиа»;
- активируйте вай-фай на планшете, смартфоне или ноутбуке;
- выберите сеть вашего авиаперевозчика (например, OnAir или Aeroflot);
- запустите сетевой браузер;
- выберите подходящий тарифный план использования услуги.
Если всё выполнено верно, на мониторе устройства вам откроется главная страница компании. Там вы сможете ознакомиться с наиболее популярными вопросами и получить на них ответы, проверить счёт. Пользоваться услугой можно только после набора определённой высоты.
Оплата
Оплачивайте возможность использования услуги непосредственно перед посадкой. Для этого зарегистрируйте ваше устройство на специальном оборудовании воздушного судна. Этот процесс происходит автоматически, а идентификация пассажиров происходит по их месту в самолёте.
После посадки вай-фай отключается и с банковской карты пассажира списывается сумма за его использование, согласно выставленному счёту. В нём указывается выбранный тарифный план, количество потраченных мегабайт и время, проведённое в интернете.
Стоимость вай-фая во всех авиакомпаниях разная. Плата за сервис обычно рассчитывается за каждый час или день перелёта. Ознакомьтесь с интернет-тарифами перед путешествием или выберете удобный вариант при подключении к Сети.
Цены (могут меняться) за использование Wi-Fi в различных авиакомпаниях:
- Аэрофлот – интернет доступен на двух авиарейсах A330 (цена колеблется от 5 до 50 дол.) и B777 (два тарифа по 15 и 40 дол.);
- Air France – 13 дол/час или 23 дол. за перелёт;
- AirAsia – CHATS PLAN 3 MB – 2 дол, INTERNET PLAN 10 MB – 4 дол;
- British Airways – 14 дол/час или 25 дол/сутки;
- United Airlines – 6 дол/ час, можно приобрести пакет на сутки за 18 дол;
- Alitalia – 12 дол/час;
- Aer Lingus – 13 дол/час или 23 дол/сутки;
- Emirates Airline, Norwegian, JetBlue, Air China, Philippine Airlines, Turkish Airlines, Hong Kong Airlines – авиаперевозчики, которые не берут плату за использование Wi-Fi на борту.
Проверка состояния счета
Чтобы проверить свой счёт и увидеть расход трафика, используйте «монитор состояния», который находится на главной странице авиакомпании. Пользоваться «монитором» можно в течение всего сеанса подключения к Сети.
Скорость соединения и качество связи
Скорость соединения и передачи данных зависит от выбранного тарифа и количества пассажиров, между которыми делится Wi-Fi в салоне авиалайнера. Многие перевозчики используют Ku-диапазон (короткий), который способен держать весьма устойчивую связь во время перелёта со скоростью до 12 Мбит/с на каждого пассажира.
Максимальная стандартная скорость равна 50 Мбит/с. Однако учитывая количество пассажиров, желающих воспользоваться выходом в Сеть, она может быть гораздо меньше, что позволит использовать её только для серфинга.
Также может быть проблема со стабильностью сигнала, который исчезает, когда самолёт вылетает из зоны покрытия вышки. Автоматическое переподключение происходит через некоторый промежуток времени.
Лимиты и ограничения
Использование вай-фая в самолёте имеет некоторые ограничения, в зависимости от выбранного тарифного пакета и условий использования интернета в каждой отдельной взятой авиакомпании:
- Скорость – она зависит от количества пассажиров рейса, использующих интернет и установленного на борту оборудования;
- Трафик – в каждом тарифном плане указано количество доступных мегабайт для использования;
- Мессенджеры – в «воздушной» сети могут быть недоступны Viber, WhatsApp или Skype (это делается для того, чтобы видео-звонки или разговоры не мешали отдыху других пассажиров);
- Видео-ресурсы, музыка – они тоже могут быть отключены, чтобы пассажиры не мешали друг другу.
Дополнительная информация
Чтобы сэкономить свои финансы и грамотно воспользоваться услугой платного интернета на борту самолёта, совершите следующие действия перед посадкой:
- отключите все автоматические обновления установленных на гаджете приложений и программ – таким образом, вы сэкономите трафик;
- выключите синхронизацию сервисов для хранения данных на облаке (Google Drive, Dropbox);
- включите режим «Авиа»;
- не используйте видео-звонки и не просматривайте видеоролики – скорость может зависать, а доступные мегабайты уйдут очень быстро;
- до полёта установите и настройте программу для контроля трафика на свой гаджет (например, firewall).
Как пользоваться Wi-Fi в самолете: подключение к Wi-Fi и ограничения при использовании
Подключение к сети, создаваемой модемом, доступно только после завершения процесса взлета и перевода самолета в режим «автопилот». После этого можно активировать функцию поиска беспроводных сетей и подключиться к модулю, который работает на борту самолета. Обычно после подключения открывается браузер с выбором тарифного плана и способами оплаты. После завершения транзакции можно спокойно пользоваться сетью.
Важно! В некоторые моменты (набор высоты, посадка или руление) пользоваться мобильными телефонами, сотовой связью и интернетом нельзя. Проводники всегда просят отключить свои телефоны или перевести их в специальный авиарежим
Принцип работы системы оплаты напрямую зависит от компании. В Аэрофлоте, например, услуги интернета оплачиваются банковской картой после окончания путешествия с учетом выбранного тарифа. После его выбора сумма спишется в конце перелета. Информацию о ценах можно узнать на специальных ресурсах компании или непосредственно на борту.
Мультимедийные системы и вайфай не дают пассажирам заскучать
Для начала нужно уточнить, есть ли на конкретном самолете беспроводная точка доступа и как ей воспользоваться. Также следует всегда иметь с собой карту, чтобы возможность заплатить была в принципе. Принцип работы системы прост. После подключения к интернету специальная программа считает время, проведенное онлайн и количество использованных мегабайт. По окончанию полета, когда доступа уже нет, производится расчет и списание суммы.
Теперь об ограничениях. Услуги для Аэрофлота предоставляются компанией Sitaonair. Можно посещать любые страницы, кроме тех. Которые содержат сцены насилия, порнографию, пиратский контент и информацию о наркотиках. Если количество выделенных мегабайт истекает, то сеть отключается.
Emirates предоставляет сеть со скоростью до 50 Мбит/с
Важно! Что касается цены, то за 10-150 Мб трафика придется заплатить от 5 до 50 долларов. Если израсходовать лимит, то за каждый мегабайт будет взиматься плата в один доллар
Если человек хотел воспользоваться услугами S7 и посидеть в интернете, то это у него не получится, ведь данная компания не предоставляет такие услуги. Интернета нет до сих пор, но есть системы развлечений, позволяющие смотреть фильмы, слушать музыку и так далее.
Что касается Эмирейс, то судя по описанию тарифов на их официальном сайте, вай-фай у них точно есть. При этом можно даже воспользоваться этим бесплатно. На два часа предоставляется доступ к социальным сетям, но трафик ограничивается 20 мегабайтами.
Список российских и зарубежных авиакомпаний, предоставляющих интернет на борту
Компания «Аэрофлот» заботиться о своих клиентам. Им предоставляется возможность использовать Интернет-соединение непосредственно на борту авиалайнеров А330 и В777. Услуги подачи сети оказывается компания «Staonair».
Стоимость интернета в самолете «Аэрофлот» модели А330:
- Тариф «Small». В нем включены 10 Мб, длительность трафика составляет 15 минут. Его стоимость 5 дол. США.
- Тариф «Medium». Время предоставления трафика 30 Мб составляет 60 минут. Стоимость услуги до 15 дол. США.
- Тариф «Large». Пользоваться интернет-соединением можно на протяжении 3 часов. Общий трафик для использования — 100 Мб. Цена услуги 40 дол. США.
- Тариф «Infinite». Использовать интернет можно на протяжении всего полета. Количество предоставляемого трафика — 150 Мб. Стоимость — 50 дол. США.
Для лайнеров модели В777 предоставляется услуга инернет-соединения по трем тарифам:
- «Small» — трафик до 10 Мб со стоимостью 5 дол. США.
- «Medium» — трафик до 30 Мб. Его стоимость составляет 15 дол. США.
- «Large» — трафик до 100 Мб со стоимостью 40 дол. США.
В авиалайнерах зарубежных компаний тариф за использование интернета установлен в зависимости от стоимости услуг оператора связи. Уточнить все нюансы лучше непосредственно на сайте авиакомпании или у стюардессы на борту самолета.
Нельзя просто так взять и установить Wi-Fi, это сложно и дорого. Проще тем авиакомпаниям, которые заказывают новые самолеты — в них оборудование можно установить на заводе.
В подавляющем большинстве случаев, кроме совсем уж экзотических, в самолете устанавливается Wi-Fi-роутер с открытой сетью (без шифрования), сигнал от которого доступен во всем салоне. В больших дальнемагистральных лайнерах еще и разводится несколько антенн по всему салону.
Конечно, делается это не «на коленке», то есть, речь идет о специальном оборудовании, предназначенном для конкретного типа ВС и сертифицированном производителем. Устанавливается оно тоже на технической базе, имеющей лицензию на установку такого оборудования, и производится, как правило, одновременно с другими формами обслуживания, чтобы не гонять лишний раз самолет туда-сюда.
Осталось выяснить, где взять собственно интернет, то есть, магистральный канал.
Правила использования гаджета в разных авиакомпаниях
Телефон на взлёте и посадке просят отключить, чтобы пассажиры не отвлекались и смогли отреагировать на чрезвычайную ситуацию
Каждая из авиакомпаний имеет собственные правила использования мобильных гаджетов в самолёте, с которыми лучше ознакомиться заранее. Требования всех российских перевозчиков практически одинаковы.
«Аэрофлот» и «Победа»
Компании «Аэрофлот» и «Победа», просят пассажиров выключать мобильные телефоны в самолёте или переводить их в специальные режимы («Полёт», «Автономный»). Использовать гаджеты с активированной функцией передачи данных, в том числе Bluetooth, категорически запрещено. Если командир корабля заподозрит, что устройства создают помехи для бортового оборудования, он может потребовать отключить все приборы, за исключением кардиостимуляторов и слуховых аппаратов. На некоторых отечественных лайнерах есть услуга Wi-fi, но пользоваться ей можно только тогда, когда табло «Выключить телефоны» не горит.
«S7 Airlines»
Начиная с 2016 года авиаперевозчик «S7 Airlines» разрешил пассажирам пользоваться мобильными гаджетами, если они переведены в специальный режим «Полёт». Ограничение на более крупную технику (ноутбуки) продолжает действовать при взлёте и посадке, а в остальное время её можно использовать с отключённой функцией передачи данных.
«Nordwind»
На рейсах компании «Nordwind» разрешается использовать мобильные гаджеты, переведённые в «Автономный» или «Авиарежим», на всех этапах воздушного путешествия. Во время посадки и полёта можно работать на нетбуках и ноутбуках с выключенными функциями Wi-Fi/Bluetooth. Все устройства, которые не имеют специальных режимов, блокирующих передачу данных, а также беспроводные наушники, находятся под запретом. Если судно оборудовано табло с надписью «Выключить телефоны», пользоваться устройствами позволено только тогда, когда оно не активно.
Во время перелёта пассажир обязан неукоснительно следовать правилам, установленным определённой авиакомпанией. Не рекомендуется вступать в конфликт с экипажем, так как споры не дадут никакого результата. Кроме того, в качестве наказания за нарушение безопасности спорщику выпишут штраф или снимут его с самолёта без компенсирования стоимости билета.
Российские авиалинии и доступ в интернет
С 2011 года пассажиры могли пользоваться мобильным интернетом по технологии GPRS. Но стоимость тарифа была немалой – 44 рубля за 100 Кб трафика, поэтому использовали его исключительно обеспеченные клиенты.
Последнее время авиакомпании не рискуют спешить с установкой данного оборудования, ведь монтаж и подключение 1 борта составляет не менее $ 1 млн, хотя и признают что вопрос «есть ли в самолетах вай-фай», входит в тройку самых задаваемых при выборе авиалиний и покупке билета. Исходя из этого компания «Трансаэро» планирует оснастить техникой Wi-Fi более 30 воздушных судов, но не уточняет точной даты.
Развитие
Что касается Wi-Fi в метро, о его установке уже задумались в Лос-Анджелесе, однако речь идёт только о роутерах на станциях, а не в тоннелях. Аналогичные сети уже функционируют в Торонто, Лондоне и Санкт-Петербурге. При этом московский проект в ближайшее время сохранит свою уникальность: в других крупных городах вроде Сеула Wi-Fi в вагоне работает на базе ненадёжного излучающего кабеля.
Будущее интернета для путешествий на поверхности, судя по тенденциям последних лет, может вскоре оказаться в руках IT-компаний вроде Google. Преимущества спутникового подключения перед трудоёмким и медленно развивающимся наземным очевидно, а улучшить ситуацию смогут дешёвые и лёгкие в обслуживании суборбитальные дроны и воздушные шары. Для использования первых Google купила Titan Aerospace, а для вторых у неё есть Project Loon.